ИСТОРІЯ  РУСОВЪ

или   МАЛОЙ РОССІИ.

ПРЕДИСЛОВІЕ

Исторiя Малой Россiи до временъ нашествія на нее Татаръ, съ Ханомъ ихъ Батыемъ, соединена съ Исторіею всея Россіи, или она-то и есть единственная Исторія Россійская; ибо извъстно, начало сея Исторіи, вмъсте съ началомъ правленія Россійскаго, берется отъ Князей и Княжествъ Кіевскихъ, съ прибавленіемъ къ нимъ одного только Новгородскаго Князя Рюрика, и продолжается до нашествія Татарскаго безпрерывно, а изъ сего времяни бытіе Малой Россіи въ Общей Россійской Исторіи едва упоминается; по освобожденіи же ся отъ Татаръ Княземъ Литевскимъ Гедиминомъ, и совсъмъ она въ Россійской Исторіи умолчена. Посему предлагаемая здъсь Исторія Малороссійская писана на два періода, т. е. до нашествія Татарскаго экстрактомъ, а отъ сего нашествія пространно и обстоятельно.

Историковъ и Лътописцевъ сего времяни было въ Малой Россіи довольно. Но какъ сія страна, какъ бы созданная или осужденная для руинъ, отъ частыхъ нашествій иноплеменниковъ, а еще частъйшихъ набъговъ и браней отъ народовъ сосъднихъ, и наконецъ отъ непрестанныхъ междоусобій и побоищъ, претерпъла всъхъ родовъ разоренія, губительства и всесожженія, и, такъ сказать, обагрена и напоена кровію человеческою и покрыта пепломъ, то въ такой несчастной земле, можно ли было что либо сберечь целое? А по сей причинъ взята сія Исторія изъ лътописей и записокъ Бълорускіхъ, яко изъ страны единоплеменной, сосъдствующей и отъ руинъ Малоросійскихъ удаленной.

Известный ученостію и знатностію Депутатъ Шляхетства Малоросійскаго, господинъ Полетыка, отправляясь по должности, Депутатства въ великую оную Имперскую Коммиссію для сочиненія проекта новаго уложенья, имелъ надобность необходимую отыскать отечественную Исторію. Онъ относился о семъ къ первоначальному учителю своему, Архіепископу Бълорускому, Георгію Конискому, который былъ природный Малоросіянинъ, и долголетно находился въ Кіевской Академіи Префектомъ и Ректоромъ. И сей-то Архіерей сообщилъ Господину Полетыкъ Лътопись или Исторію сію, уверяя архипастырски, что она ведена съ давнихъ лътъ въ кафедральномъ Могилевскомъ монастыръ искусными людьми, сносившимись о нужныхъ свъдъніяхъ съ учеными мужами Кіевской Академіи и разныхъ знатнъйшихъ Малоросійскихъ монастырей, а паче тъхъ, въ коихъ проживалъ монахомъ Юрій Хмельницкій, прежде бывшій Гетманъ Малоросійскій, оставивший въ нихъ многія записки и бумаги отца своего, Гетмана Зиновія Хмельницкаго, и самые журналы достопамятностей и деяній національныхъ, и что притомъ она вновь имъ пересмотръна и исправлена.

Господинъ Полетыка, сличивъ ее со многими другими лътописями Малоросійскими и нашедъ отъ техъ превосходнъйшею, всегда ея держался въ справкахъ и сочиненіяхъ по Коммиссіи. И такъ Исторія сія, прошедшая столько отличныхъ умовъ, кажется должна быть достоверною. Одни воинскія дъйствія покажутся, можетъ быть, инымъ сомнительными, яко множественны суть. Но разсуждая о положеніи земли сея между народами, почти непримиримыми, судя о временахъ и обстоятельствахъ, въ который народъ сей всегда почти былъ въ огнъ и плавалъ въ крови, надобно заключить, что сего народа все упражненіе и ремесло состояло въ войнъ и убійствахъ. Одна Польша все то доказываетъ. Она тогда только была могущественна и страшна, когда имъла у себя войска Малоросійскія; а коль скоро ихъ лишилась, тот-часъ же упадать начала, а послъдствія ея извъстны.

Историки Польскіе и Литовскіе, справедливо подозреваемые въ баснословіяхъ и самохвальствъ, описывая деянія народа Рускаго, яко бы въ подданствъ у Поляковъ бывшаго, затмъвали всемърно великіе подвиги ихъ, подъятые на пользу общаго отечества своего и Польскаго. Самыя даже постановленія и преимущества ихъ въ семъ отечествъ скрывали, сближая, какъ можно, народъ сей къ рабскому состоянію и ничтожеству. А когда дошла повъсть ихъ до временъ гоненій и тиранствъ Польскихъ, на народъ Рускій произведенныхъ, поводомъ выдуманной отъ нихъ Уніи, а паче какъ дошло до освобожденія народа сего отъ ига Польскаго собственнымъ своимъ мужествомъ и безпримърною почти храбростію, то тутъ изрыгнули писатели оные все свои поношенія и всъхъ родовъ неправды и клеветы на сей народъ и на ихъ вождей и начальниковъ, называя ихъ непостояннымъ и бунтливымъ хлопствомъ, по своевольству, будто, и буйству своему бунты и нестроенія поднявшимъ. Но дъла Гетмановъ Рускихъ: Косинскаго, Наливайка, Остряницы и наконецъ великія дъла Хмельницкаго, переписки ихъ и деклараціи, доказываютъ тому весьма противное, и всякъ здравомыслящій человъкъ увидитъ въ нихъ истину несомнительную и подвиги благородные и справедливые; увидитъ притомъ и признаетъ умный, что всякое твореніе имъетъ право защищать бытіе свое, собственность и свободу, и что къ тому оно снабдено самою природою или Творцемъ своимъ достаточными орудіями или способомъ.

О мужествъ и предпріимчивости народа Рускаго совътуется баснословцамъ и критикамъ заглянуть въ Исторіи Греческія, Римскія и другія иностранныя; и они имъ покажутъ Кагана, Кія, Оскольда, Святослава, Владиміра, Ярослава, и другихъ великихъ Государей или Князей Рускихъ, воевавщихъ славно съ воинствомъ Рускимъ въ Европъ, Азіи, Греціи, и на самыя столицы ихъ Константинополь и Римъ нападавшихъ. И такому народу, поживши нъсколько въ соединеніи съ Поляками и Литовцами во всегдашнихъ почти войнахъ за ихъ и за свое отечество, можно ли было потерять природную свою храбрость, которая потомъ и надъ самими Поляками и Литовцами довольно наконецъ себя показала ?

Но не смотря на все то, съ сожалъніемъ должно сказать, привнесены нъкоторыя нелъпости и клеветы въ самыя лътописи Малоросійскія, по несчастію, творцами ихъ, природными Рускими, слъдовавшими по неосторожности безстыднымъ и злобливымъ Польскимъ и Литовскимъ баснословцамъ. Такъ, на пр., въ одной учебной исторійкъ выводится на сцену изъ Древней Руси, и ли нынъшней Малоросіи, новая нъкаясь земля при Днъпръ, названная тутъ Украиною, а въ ней заводятся Польскими Королями новыя поселенія и учреждаются Украинскіе козаки; а до того сія земля будто была пуста и необитаема, и Козаковъ въ Руси не бывало. Но видно господинъ писатель такой робкой исторійки не бывалъ нигдъ, кромъ своей школы, и не видалъ въ той сторонъ, называемой имъ Украиною, Рускихъ городовъ, самыхъ древнихъ или, по крайней мъръ, гораздо старъйшихъ отъ его Королей Польскихъ, то есть: Черкаса, Крылова, Мишурина и стараго Кодака при ръкъ Днъпръ, Чигирина при Тясминъ, Умани при Росъ, Ладыжина и Чагарлыка при Бугъ, Могилева, Рашкова и Дубосара при Днъстръ, Каменнаго Затона и Бълозерска у вершины Лимана. Изъ сихъ городовъ были иные провинціальными и областными Рускими городами чрезъ многіе въки. Но у него все это пустыня, и Князи Рускіе, выводившие велікія флотиліи свои въ Черное море изъ ръки Днепра, то есть изъ самыхъ тъхъ странъ, и воевавшіе на Грецію, Синопъ, Трапезонтъ и на самый Цареградъ съ войсками областей оныхъ, преданы имъ ничтожеству и забвенію; равно какъ и сама Малоросія возвращена къмъ-то изъ Польскаго владънія безъ усилія и добровольно, и бывшія при томъ, отъ войскъ Рускихъ противъ Поляковъ и ихъ Королей и посполитого рушенья, тридцать четыре кровопролитныя брани, не заслуживаютъ того, чтобы отдать сему народу и его вождямъ за подвиги ихъ и геройство должную справедливость. Однако, кто что ни говори, а всегда конецъ дъло блажить. Пріиди и виждь!

Первая книга

На главную страницу

Hosted by uCoz